«BGPC'PROD-ECO» ltd. Production company lumber, biofuels, firewood.

ПРЯМЫХ ДОГОВОРОВ НЕ БУДЕТ




С 15 февраля Госкомлесхоз преобразовывается в Госагентство лесных ресурсов; ради чего это делается и как изменятся полномочия и функции ведомства?

 

– Никаких принципиальных изменений не будет за небольшим исключением: раньше Госкомлесхоз был в подчинении Министерства охраны окружающей среды, а теперь будем подчиняться Министерству аграрной политики и продовольствия. Соответственно, бюджет лесного хозяйства, структуру организации, назначение новых руководителей областных лесхозов, своих замов я буду согласовывать с Минагрополитики. Вот и вся разница. В остальном наша деятельность регулируется Лесным кодексом, где прописаны полномочия и функции уполномоченного органа, осуществляющего лесохозяйственную деятельность.

– Если все полномочия и регуляторные функции остаются за вашим ведомством, зачем менять его название, если новация заключается только в переподчинении?

– Не совсем так. Во-первых, произойдет сокращение нашего чиновничьего аппарата и приведение к эффективному кадровому составу как в центральном аппарате, так и в областных управлениях. Во-вторых, сегодня в подчинении Госкомлесхоза находится только 68 % лесов Украины, 17 % – под контролем в Минагрополитики и 2% -- под Минобороны; и сейчас будут предприняты активные действия, чтобы, согласно Постановлению Кабмина №273 от 13.03.2006 г. объединить все леса под управлением одного органа. С «аграрными» и «военными» лесам ситуация очень не простая. Если раньше в лесах Минобороны находились какие-то военные части, базы, полигоны и т.п., то сейчас, за редким исключением, их там просто не существует, а лес за ними остался.

-- И в бесхозных лесах идет неконтролируемая рубка и т.п.

-- Совершенно верно. В 1996 г. в среднем на 1 га всех лесов Украины приходилось 186 куб. м древесины, сейчас в лесхозах это соотношение сохранилось, есть даже прирост, а в «колхозных» лесах осталось 125 куб. м на 1 га. Минагрополитики лесохозяйственную деятельность не вело, все было отдано местным властям, и с 1997 г. там никто не возобновлял ресурс. Поэтому все леса сейчас решениями областных советов будут  передаваться на баланс Агентства.

– Вы не опасаетесь сопротивления со стороны местных органов власти, ведь они все эти годы «кормились» в этих лесах?

– Я же вам назвал средние запасы древесины в этих лесах, а в некоторых случаях там нет и 30-ти кубометров на гектар, там уже деревьев не осталось. На этих территориях нужно проводить мероприятия по восстановлению лесов.

– Но тем, кто курировал эти леса хватит и 125 кубометров с гектара…

– Понимаете, есть же государственная политика. Задача – использовать лесные ресурсы максимально эффективно. Для этого все леса будут передаваться в Агентство лесных ресурсов Украины.

– Давайте поговорим об эффективности работы самого Агентства, точнее Госкомлесхоза, в частности, о реформировании, которое проводило его прежнее руководство, а именно, о привлечении частных структур к лесохозяйственным работам.

 – Прежде всего, необходимо заняться развитием инфраструктуры лесного хозяйства, это фундамент реформирования. Есть прекрасный пример развития лесного хозяйства -- Польша, где за 10-15 лет добились высоких результатов. Первое, что они сделали, это начали активно развивать лесную инфраструктуру, в частности, строить современные лесные дороги. Сейчас там на 1 тыс. га леса около 30 км дорог. К сожалению, в Украине на 1 тыс. га леса только 7,3 км дорог. Такие лесистые области, как Львовская, Ивано-Франковска, Закарпатская, Черновицкая у нас являются дотационными, хотя должны быть основными донорами бюджета Украины. Например, в Карпатском регионе на 1 тыс. га леса всего 5-6 км дорог. Экономика при этом следующая: 1 км новой лесной дороги открывает доступ к дополнительному ресурсу на 17 млн грн., тогда как стоимость 1 км дороги составляет 450-500 тыс. грн.

Вы поймите: если нет нормальной дороги, невозможно завести в лес современную заготовительную технику, она попросту не проедет или сломается и не будет эффективно работать. Поэтому, пока не будет хорошей инфраструктуры, инвестор с современной техникой и оборудованием в Украину не зайдет. Так что инфраструктура –для нас основная задача в этом году. В 2007 г., когда я был председателем Госкомлесхоза, из Госбюджета было выделено 60 млн грн., и мы вместе с австрийцами и словаками построили 200 км современных лесных дорог. К сожалению, после 2008 г. государство не выделяло деньги на строительство дорог. Благо, есть понимание у руководства страны, что необходимо развивать инфраструктуру лесного хозяйства, и это самый первый этап в реформировании.

– В бюджете на 2011 г. сколько средств предусмотрено на строительство лесных дорог и прочих видов инфраструктуры?

– В госбюджете не заложены деньги на строительство лесных дорог. Но в госбюджете существует фонд развития, составляющий около 6 млрд грн. Мы сейчас ведем переговоры с минфином, чтобы из этого фонда нам выделили средства.

– О какой сумме идет речь?

– Сколько бы нам государство не выделило, мы за все благодарны. Я не люблю говорить о том, чего пока не случилось, вот выделят нам деньги, я обязательно скажу, сколько.

– Сколько километров дорог вы хотите построить в этом году?

– Если даже государство не выделит нам деньги, мы построим 100 км за собственные средства наших предприятий. А если нам выделят деньги из госбюджета, то построим в 3 раза больше.

 

– А на каком этапе находится реформирование административной системы лесхозов, проводимое последние два года, и заключавшееся в делегировании многих хозяйственных функций лесхозов частным структурам?

– У нас уже есть лесхозы, которые отводят лесосеки, где частные структуры валят лес и выполняют прочие лесохозяйственные работы, а лесхозы при этом занимаются охраной леса и его реализацией, но этот этап реформирования не такой быстрый. Подобная система работает во всех развитых европейских странах, но пока для нас это скорее исключение, чем правило. Нам к этой системе нужно идти постепенно. Безусловно, частные структуры работают более эффективно и для лесхозов сотрудничать с частными структурами выгодно. В будущем большая часть лесохозяйственных работ будут осуществлять частные компании.

– Но насколько известно, эта реструктуризация проводилась достаточно своеобразно: бригадиры лесхозов выходили из их составов, бригадиры становились частными предпринимателями, которым передавалась в аренду техника лесхозов, а сотрудники лесхозов объявлялись сотрудниками новых структур,…

– А что вы находите в этом странного?

– Функции подрядчиков лесхозов могли бы выполнять действительно частные компании, например, местные фермеры и другие инвесторы, которые претендуют на выполнение лесохозяйственных работ. Они могли бы нанять тех же работников лесхозов…

– Мы же не возражаем. Если есть желание, вкладывайте деньги, собирайте людей и работайте. Никаких проблем нет. Это же рынок. Если есть предприниматель, который имеет достаточно финансовых средств, который готов людям платить более высокую зарплату и выполнять работу по лесозаготовке и прочие лесохозяйственные работы, пожалуйста. Если у частной компании есть необходимая техника, разрешение Госгорпромнадзора, лицензия на лесозаготовительные работы, обученные люди. У нас в каждом лесхозе есть отдел охраны труда, где людей обучают основным навыкам техники безопасности, ведь при валке леса возможны смертельные случаи, этим не должны заниматься необученные люди.

-- Но инвестор не должен обладать навыками валки леса. Ему достаточно нанять соответствующих специалистов.

-- …

– На какие виды работ вы допустите неаффилированного частного предпринимателя?

– Это вопрос экономики. Есть возможности у лесхоза заплатить за определенный вид услуг, которые выполняет частный предприниматель или частное предприятия, к примеру, 60 грн. за заготовку 1 куб.м. древесины, компания заготовила, представители лесхоза подписали акт выполненных работ и перечислили средства.

– Лесом рассчитываться не планируете?

– Нет. Такая практика пока существует, как правило, в западных регионах, но она ведет только к увеличению задолженностям по зарплате и пр.

-- Бригады, которые вышли из состава лесхозов, работают главным образом ставших единоналожниками бригадиров. Но с принятием нового Налогового кодекса предприятиям Госкомлесхоза становится невыгодным сотрудничество с такими хозсубъектами, будете снова брать на работу уже бывших «единщиков»?

– Да, благодаря Налоговому кодексу теперь лесхозам не выгодно работать с частными предпринимателями. Теперь они, скорее всего, будут преобразовываться в более крупные компании, которые будут платить все налоги. Таким образом благодаря Налоговому кодексу произойдет укрупнение предприятий, они станут серьезными игроками и начнут думать о развитии.

-- Будут ли меняться условия работы с потребителями лесоматериалов, в частности, сохранится ли система аукционов на древесину, останется ли практика прямых договоров с деревоперерабатывающими предприятиями?

-- – Не будет никаких прямых договоров. Все продукция лесхозов будет реализовываться только на аукционах по рыночным ценам. Сейчас мы уже готовим аукцион на 2 квартал, готовим лоты, а торги покажут какая рыночная цена на древесину на внутреннем рынке.

– А если не реализуете древесину на аукционе?

– Когда я работал председателем Госкомлесхоза в 2006-2007 гг. такого не было. Объем сбыта лесоматериалов за 2006 г. составил около 1,8 млрд грн. После того как мы ушли от прямых договоров, начали проводить прозрачные аукционы, мы закончили 2007 г. с объемом реализации около 2,4 млрд грн. При этом был заготовлен тот же объем древесины, что и в 2006-ом. Точно такой же рост доходов будет и в 2011 г.

– В 2007 г. был колоссальный рост во всех отраслях, в том числе, мебельной, строительной. Маловероятно, что в 2011 будет такой же спрос на древесину…

– Давайте мы с вами встретимся в это же время в 2012 г. Будет точно такой же рост доходов от реализации древесины, как и в 2007 г. Вы увидите рост зарплат и поступлений в бюджет только благодаря тому, что будет создан прозрачный рынок реализации древесины.

-- И все же, если отечественные предприятия будут не в состоянии покупать по цене аукциона?

-- Если же отечественные предприятия откажутся, то у нас есть экспортеры, которые с удовольствием купят этот лес и вывезут его на свои предприятия за границу. Если сравнить, например, деятельность европейских производителей плитных материалов и украинских, то интересная получается картина. 1 куб.м. лесоматериалов обходится иностранцам (с учетом затрат на транспортировку и пр.) примерно в 400 грн. И они производят из этого сырья продукцию, привозят ее обратно в Украину и продают с выгодой для себя. Украинским плитным предприятиям 1 куб.м. древесины обходится в 140 грн. При этом они говорят, что если цены на лесоматериалы начнут расти, то они закроются. Около 20 лет отечественные предприятия делали расчет на дешевое сырье, не вкладывали средства в модернизацию предприятий, энергосбережение. И пока отечественные компании не начнут оптимизировать свою деятельность, у нас не будет конкурентоспособной деревообрабатывающей промышленности.

В себестоимости производства иностранной плиты древесина составляет всего 10%, в отечественной – 20%. Даже если мы на 30% подымаем цены себестоимость плитных материалов вырастает лишь на 2-3%. Для плитных предприятий это принципиально? А для лесного хозяйства принципиально, потому что появляются дополнительные средства. Перед нами стоят задачи увеличить площади лесов, создать инфраструктуру. Почему мы не должны продавать древесину по максимально высокой цене? Цены в Польше на древесину в 2 раза выше, чем в Украине. Соответственно, лесхозы получают в 2 раза больше прибыль. 

– Так может ну их этих отечественных производителей, просто увеличьте экспорт древесины…

– Ни в коем случае. Мы не можем себе позволить продавать круглый лес, мы должны перерабатывать его, изготавливать из него мебель, плиты и пр. И мы все это должны производить в Украине.  И если будет прозрачный рынок лесоматериалов, сюда приедут крупнейшие международные компании и построят здесь комбинаты, которые будут выпускать конкурентоспособную продукцию. Так произошло в Польше. Там много деревоперерабатывающих предприятий с австрийским, немецким, итальянским, голландским капиталом.

 

Виктор Сивец, председатель Государственного агентства лесных ресурсов Украины

Родился: 18 августа 1970 г.

Образование: Киевский институт физкультуры и спорта (1992 г.), Московский государственный институт международных отношений (1998 г.)

Карьера: 1998 г. – 2005 г. работал на руководящих должностях группы компании «Дом паркета», возглавлял корпорацию «DP Group» (производство паркета, дверей, окон, мебели). 2005 г. указом Президента Украины назначен заместителем председателя Государственно комитета лесного хозяйства. 2006 г. постановлением Кабинета Министров Украины назначен Председателем Государственного комитета лесного хозяйства Украины. 2008 г. заместитель Председателя Киевской городской государственной администрации. 12 января 2011 г. Указом Президента Украины №21/2011 назначен Председателем Государственного агентства лесных ресурсов Украины.

Семейное положение: женат, две дочери

 

БИЗНЕС №5(940) от 31.01.2011



Создан 11 апр 2011



Рейтинг Деревообработка Каталог предприятий